Бесплатная консультация юриста по телефону. Информационно-правовой портал ЛегалПортал.Ру
ДТП ОСАГО алименты алименты на ребенка амнистия 2012 бесплатная консультация юриста бесплатная консультация юриста онлайн бесплатная юридическая консультация бесплатная юридическая консультация онлайн бесплатная юридическая консультация по телефону взыскание алиментов возврат товара возмещение ущерба гражданство РФ доверенность договор завещание задать вопрос юристу защита прав потребителей кадастровый паспорт консультация юриста консультация юриста бесплатно консультация юриста бесплатно онлайн консультация юриста бесплатно по телефону кредит материнский капитал наследство онлайн консультация юриста получение жилья приватизация приватизация земли приказ размер алиментов регистрация ООО трудовой договор ходатайство юридическая консультация юридическая помощь юридические услуги юрист онлайн
Расторжение государственного контракта
Расторжение государственного контрактаПо итогам открытого аукциона, проведенного в электронной форме, заключен государственный контракт на оказание услуг. Срок оказания услуг - с 1 мая по 30 сентября 2012 года. Поставщик не приступил к оказанию услуг, и через месяц государственный контракт был расторгнут по соглашению сторон.
Претензий друг к другу стороны не предъявляли.
Можно ли заключить государственный контракт с предыдущим участником аукциона, или же следует проводить новый аукцион?

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ч. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом N 94-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя торгов от заключения контракта, - то есть с участником, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта либо предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий (ч. 13 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ), с согласия такого участника размещения заказа.

Таким образом, заказчик вправе заключить новый контракт с указанным участником, только если контракт с победителем аукциона был расторгнут по соглашению сторон или по решению суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким победителем своих обязательств по контракту (смотрите также п. 4 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2012). Иными словами, правила, изложенные в ч. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, не требуют, чтобы контракт был расторгнут исключительно по судебному решению, однако они требуют, чтобы он был расторгнут именно в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Сказанное подтверждается судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2009 N А60-24716/2009-С12).

Соответственно, во избежание претензий со стороны контролирующих органов по поводу заключения нового контракта в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в соглашении о расторжении контракта (иных документах, отражающих волеизъявление сторон) должно быть указано, что он расторгается именно по этой причине. В противном случае доказывание правомерности заключения нового контракта с другим участником аукциона может быть затруднительным.

При этом в силу ч. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ контракт заключается с таким участником на условиях, предусмотренных ч. 10 ст. 41.12 данного закона, то есть на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной таким участником открытого аукциона. Лишь в случае, если до расторжения контракта исполнителем частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового контракта объем оказываемых услуг (и, соответственно, их цена) уменьшается с учетом объема оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем аукциона.

Как видно, Закон N 94-ФЗ не предусматривает возможности уменьшения объема услуг или сроков их оказания по сравнению с тем, как они определены в извещении о проведении аукциона (документации об аукционе), для каких-либо других случаев - например, для случаев, когда потребность в этих услугах объективно отпадает (в том числе в связи с истечением периода времени, в котором эти услуги должны быть оказаны). Таким образом, новый контракт может быть заключен только на тех условиях об объеме услуг и сроках их оказания, которые идентичны первоначальным условиям (со сроком оказания услуг с 1 мая по 30 сентября 2012 г.).

В то же время следует учитывать, что, даже если контракт будет заключен позднее указанного в нем срока начала оказания услуг, обязательства по оказанию услуг в соответствующей части (подлежащих оказанию до момента заключения договора) в любом случае не возникнет, ибо в случае принятия обязательств по исполнению явно невозможных действий (изначальная объективная невозможность исполнения договора) договор в соответствующей части (ст. 180 ГК РФ) не влечет юридических последствий (действует принцип: нельзя обязываться к невозможному). Соответственно, за неоказание таких услуг исполнитель не может быть привлечен к какой-либо ответственности (п. 1 ст. 167 ГК РФ). А у заказчика, в свою очередь, не возникнет обязанности по оплате фактически не оказанных услуг.

В любом случае закон не запрещает заказчику разместить заказ повторно на оказание услуг, которые не были оказаны по причине расторжения договора по соглашению сторон. В этом случае заказ должен быть размещен в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Возможно, Вам будет интересно:

Государственный контракт на поставку тепловой энергии
Заключен государственный контракт с единственным поставщиком на поставку тепловой энергии. Возникла необходимость внести изменение в приложение к...

Госзакупки. Размещение заказов путем запроса котировок
Нужно ли в плане-графике размещения заказов указывать закупки для муниципальных нужд на сумму до 100 000 руб. у единственного поставщика или закупки...

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.0
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для...

Письмо ФАС РФ от 13.02.2012 N ИА/4178 "О применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов..." в части определения соответствия представляемого обеспечения исполнения контрактов"
Участник размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд несет ответственность за...

Письмо ФАС РФ от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов..." в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта"
ФАС РФ разъясняет порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных...