Бесплатная консультация юриста по телефону. Информационно-правовой портал ЛегалПортал.Ру
Государственный контракт на поставку тепловой энергии
Государственный контракт на поставку тепловой энергииЗаключен государственный контракт с единственным поставщиком на поставку тепловой энергии. Возникла необходимость внести изменение в приложение к договору о порядке и форме оплаты.
Могут ли стороны заключить дополнительное соглашение об изменении порядка и формы оплаты по контракту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заключение дополнительного соглашения об изменении порядка и формы оплаты по контракту, заключенному с единственным поставщиком, не противоречит действующему законодательству.

Обоснование позиции:

Прежде отметим, что ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом. Из этой нормы следует, что запрещено внесение любых изменений в контракт, помимо случаев, непосредственно установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Однако, по нашему мнению, норма ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ не совсем удачно сформулирована, поскольку Закон N 94-ФЗ не содержит перечня случаев, когда изменение контракта допустимо. Как можно видеть из сказанного выше, в нем содержится перечень условий, изменение которых по общему правилу не допускается, и перечень исключений, когда изменение данных условий все же допустимо (ч. 4.1, ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Таким образом, применение ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ на практике исходя из ее буквального содержания, проблематично. Можно полагать, что законодатель при разработке данной нормы имел в виду изменение условий контракта, которые нельзя в силу указаний закона изменять, кроме случаев, когда такое изменение допускается в виде исключения.

Ограничения изменения контракта прямо установлены ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Она предусматривает, что при заключении и исполнении контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 6-6.7 и 8.1 той же статьи, ч. 26.1 ст. 65 Закона N 94-ФЗ, ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон изменение условий контракта, указанных в нормах, перечисленных в этой части. Все эти нормы устанавливают требования к условиям контрактов, заключаемых по результатам торгов и запроса котировок. При этом перечень норм, в которых содержатся условия, которые не подлежат изменению, по смыслу приведенной нормы является закрытым. Эту позицию разделяют и арбитражные суды (постановления ФАС Уральского округа от 02.03.2011 N Ф09-11400/10-С2 и от 03.03.2011 N Ф09-11400/2010). И поскольку перечень ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ не включает в себя норм, устанавливающих требования к условиям контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, то данные ограничения на такой контракт не распространяются. Аналогичный вывод содержится и в п. 5 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 г.).

Кроме того, ограничения на изменение контракта вытекают из ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, указывающий, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 этого Закона, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Из этой нормы, а также упомянутых в ней ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ следует, что к условиям контракта, которые не могут быть изменены, относятся также наименование товаров, работ, услуг и их количество и объем соответственно. Эти ограничения относятся ко всем контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 94-ФЗ, вне зависимости от способа размещения заказа.

Запрет на изменение условий контракта, заключенного с единственным поставщиком, о форме и порядке оплаты не предусмотрен Законом N 94-ФЗ напрямую и не вытекает из его норм.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузнецова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Возможно, Вам будет интересно:

Расторжение государственного контракта
По итогам открытого аукциона, проведенного в электронной форме, заключен государственный контракт на оказание услуг. Срок оказания услуг - с 1 мая по...

Постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2012 г. N 68-ПП "Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, о
Определены правила формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов. Утвержден и вводится в действие с 1 марта 2012 г. Порядок...

Приказ Минэкономразвития РФ N 761, Казначейства РФ N 20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов
До 1 апреля 2012 года на сайте www.zakupki.gov.ru должны быть размещены планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,...

Разрешение на поставку тепловой энергии (отопление)
Подскажите пожалуйста, юрисконсульты ЛегалПортал.Ру! Заключаем сейчас договор на год с одной организацией на поставку тепловой энергии (отоплении)....

Договор на оказание услуг
Здравствуйте! У меня следующий вопрос: Имеется государственный контракт с физическим лицом на предоставление услуг по устному переводу. За месяц...